Get Adobe Flash player
"Любовь, которую проявляешь к родителям, получишь в старости от своих детей" Талес, древнегреческий мыслитель. "Люди страдают потому, что не слушают своей совести" Сократ, древнегреческий филосов.

Будем здоровы!

П А С П О Р Т      П Р О Г Р А М М Ы

«Здоровое школьное питание»

Постановка проблемы:

- Ухудшение состояния здоровья детей, связанное с нерациональным питанием вне школы.

- Неграмотность в области «здоровое питание», как детей и родителей, так и организаторов образования;

- недостаточная эффективность производственного контроля на объектах школьного питания;

Разработчик Программы: МАОУ СОШ с. Бердюжье

Цель Программы: Обеспечение учащихся школы полноценным питанием с учетом физиологических потребностей организма.

Исполнитель основных мероприятий: МАОУ СОШ с. Бердюжье, индивидуальный предприниматель организующий доставку продуктов горячего питания в школу.

Срок реализации Программы: 2012 – 2017 г.г.

Ожидаемые конечные результаты:

· Рост удовлетворенности учащихся и родителей качеством организации школьного питания.

· Позитивная динамика состояния здоровья обучающихся (снижение уровня заболеваний, обусловленных качеством питания обучающихся).

· Повышение культуры, качества, безопасности питания школьников и приобретение навыков здорового образа жизни учащихся.

· Привлечение к вопросам совершенствования питания широких слоёв общественности.

Источники финансирования:

Финансовое обеспечение предоставления питания осуществляется за счет:

- средств бюджета, предоставленных на социальную поддержку семей, имеющих детей, в форме частичной оплаты питания детей, обучающихся в общеобразовательных школах;

- средств платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за питание детей в образовательном учреждении .

При организации питания могут использоваться продукты, полученные в результате ведения образовательным учреждением подсобного хозяйства либо выращенные на учебно-опытных пришкольных участках.

1.Обоснование проблемы

Значительное число современных проблем в системе общего образования, связано с негативной динамикой здоровья детей и подростков. Особую тревогу вызывает сам характер нарушений, которые часто являются следствием перенапряжения детского организма в процессе адаптации к качеству образовательной среды. Такие нарушения получили название «школьной патологии». Специалисты отмечают, что «школьные патологии» проявляются в развитии опорно-двигательной, пищеварительной, сердечно – сосудистой систем, ростом нервно – психических заболеваний, болезней органов дыхания, зрения. Вследствие этого наблюдается общее снижение уровня психологической комфортности у детей и подростков. И как общее проявление – отрицательная динамика социальной активности, что проявляется в инертности в учебной и трудовой деятельности, а нередко ведет к неадекватному и даже агрессивному поведению.

По России уровень распространенности хронической патологии среди учащихся 1-9 классов составляет 616,5 на 1000 учащихся, но уже к 10-11 классу он составляет 976,0 на 1000 человек. При этом на заболевания органов пищеварения приходится 9,5% процентов. Одновременно отмечается рост числа заболеваний, связанных с недостаточным питанием. Поэтому здоровье ребенка в Программе модернизации образования рассматривается не только как цель, содержание и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности.

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:

- фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;

- в этом же возрасте закладываются основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;

- школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения.

Правильное питание обеспечивает: нормальный рост и развитие детей;  способствует профилактике заболеваний; продлению жизни людей; повышению работоспособности; создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде.

Принципы, раскрывающие основное содержание и направления деятельности:

- Постоянная оценка фактической пищевой ценности рациона питания и набора используемых пищевых продуктов (предприятиями питания и контролирующими организациями, с использованием ПЭВМ и АИС).

- Формирование рационов питания детей и подростков с учетом пищевой ценности продуктов, блюд и кулинарных изделий и ее соответствия возрастным физиологическим потребностям детей и подростков в пищевых веществах и энергии.

Актуальность программы заключается в необходимости формирования культуры здоровья в системе общего образования.

Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период, в этом же возрасте закладываются основы здорового образа жизни, как системы норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности.

2. Цели и задачи Программы.

Цель программы: обеспечение учащихся школы полноценным питанием с учетом их физиологических потребностей организма.

Задачи, которые необходимо решать при планировании и учете школьного питания

1. Совершенствование порядка организации питания детей в школе.

2. Совершенствование системы контроля качества и безопасности питания учащихся.

3. Профилактика макро- и микронутриентной недостаточности, обеспечение продуктами, обогащенными витаминами и микроэлементами.

4. Организация пропаганды среди учащихся и их родителей принципов рационального здорового питания. Воспитание культуры питания у школьников.

3.Основные направления реализации Программы:

1. В области материально-технического обеспечения:

- повышение эффективности использования материально-технической базы.

2. В области контроля и мониторинга:

- отработка критериев качественного и полноценного питания детей с учетом экологических факторов, итогов диспансеризации;

- создание системы общественной экспертизы организации и качества питания в школе;

3. В области повышения качества питания, обеспечения сбалансированности рационов, формирования культуры питания и обслуживания:

- разработка методических рекомендаций, наглядной агитации для школьных столовых по формированию здорового образа жизни;

- подготовка информационно-методических материалов для викторин, конкурсов, бесед по вопросам внедрения правильного режима и качества питания, влияния системы питания на здоровье, коррекции питания в соответствии с социально-географическими особенностями региона, дифференциацией по возрастному признаку, уровню здоровья, физической активности.

4. В области кадрового обеспечения:

- повышение профессионального уровня кадрового состава персонала школьных столовых, организаторов питания;

- повышение компетентности ответственных за организацию питания в образовательных учреждениях на курсах и семинарах.

Раздел 4. Механизм реализации и управления программой

Общеобразовательное учреждение:

создает необходимые условия для организации питания обучающихся, в том числе:

· предусматривает производственные помещения для хранения, приготовления пищи, оснащенные необходимым торгово-технологическим оборудованием (механическим, холодильным, тепловым, весоизмерительным), стеллажами, инвентарем; в случае поставки продуктов - складскими помещениями;

· предоставляет помещения для приема пищи, оснащенные необходимым набором и количеством мебели, посуды; назначает ответственных работников, осуществляющих контроль:

Ø за организацией питания;

Ø за посещением и приемом пищи обучающимися в столовой, буфете;

Ø за ведением ежедневного учета питающихся; бракеража готовой и сырой продукции; витаминизацией блюд; соблюдением правил торговли; санитарным состоянием пищеблока и обеденного зала; оформлением необходимой документации; своевременным прохождением медосмотра работниками пищеблока;

· организует совместную работу предпринимателями, занимающимися поставкой продуктов питания;

· совместно с органами государственно-общественного управления организует контроль за качеством предоставляемого питания;

· формирует пакет документов на предоставление льготного питания в соответствии с региональными и муниципальными нормативными правовыми актами, утверждает приказом списки обучающихся на получение бесплатного и льготного питания;

· представляет в установленном порядке в муниципальный орган управления образованием информацию по организации питания школьников;

· ежедневно согласовывает меню;

· утверждает приказом комиссию по контролю за организацией питания обучающихся (качество пищи, выход блюд, соответствие фактического меню примерному меню, согласованному с Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области или его территориальным отделом, стоимость рационов питания, санитарное состояние обеденного зала) с включением в ее состав представителей администрации школы, органов государственно-общественного самоуправления, родительской общественности, медицинского работника;

· обеспечивает прохождение медицинских профилактических осмотров работниками пищеблока при организации питания школьников собственными штатами учреждения;

· организует совместно с родительской общественностью и заинтересованными ведомствами работу по формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни и правильного питания, максимальному охвату обучающихся горячим питание.

5. Рабочий план реализации программы.

Программа «Здоровое школьное питание » предусматривает мероприятия:

Развитие и укрепление материально-технической базы школьной столовой:

- Проведение ежегодного текущего ремонта пищеблока.

Приоритетное, планомерное финансирование школьного питания и организация контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

- Контроль за питанием учащихся из малообеспеченных семей.

Совершенствование системы контроля качества и безопасности питания учащихся.

- Размещение муниципального заказа на организацию школьного питания исключительно на конкурсной основе с обязательным учетом требований санитарного законодательства.

- Проведение комплексных проверок на пищеблоках, в т. ч. с проведением выборочного лабораторного контроля.

Профилактика макро- и микронутриентной недостаточности.

- Использование йодированной соли.

- Использование в питании школьников хлеба и хлебопродуктов, обогащенных витаминами и микронутриентами.

Организация пропаганды среди учащихся и их родителей принципов рационального здорового питания.

- Проведение бесед с учащимися и их родителями по вопросам рационального питания.

- Освещение вопросов рационального питания через средства массовой информации (местная печать).

6.     Контроль за программой и за ходом её выполнения.

Для осуществления контроля за организацией питания обучающихся в школе приказом директора образовательного учреждения создается комиссия, в состав которой включаются: замдиректора по УВР; член общешкольного родительского комитета; медицинский работник; представитель Управляющего совета.

Комиссия:

- проверяет качество, объем и выход приготовленных блюд, их соответствие утвержденному меню;

- следит за соблюдением санитарных норм и правил, ведением журнала учета сроков хранения и реализацией скоропортящихся продуктов;

- разрабатывает график посещения обучающимися столовой под руководством классного руководителя или воспитателя группы продленного дня;

- контролирует соблюдение порядка учёта посещаемости обучающимися столовой;

- формирует предложения по улучшению организации питания школьников.

Комиссия не реже одного раза в месяц осуществляет проверки организации питания обучающихся, по итогам которых составляются акты.

Требования комиссии по устранению нарушений в организации питания обучающихся являются обязательными для исполнения директором и работниками образовательного учреждения.

Вопросы организации питания обучающихся рассматриваются: на каждом заседании управляющего совета; не реже 1 раза в полугодие на родительских собраниях в классах; не реже 1 раза в год на общешкольном родительском собрании

Раздел 7. Ожидаемые результаты от реализации программы

· Улучшение качественных показателей здоровья детей, позитивная динамика состояния здоровья обучающихся (снижение уровня заболеваний, обусловленных качеством питания обучающихся).

· Повышение культуры, качества, безопасности питания школьников, приобретение навыков и формирование стереотипов здорового образа жизни.

· Повышение эффективности экономических вложений в организацию питания.

· Укрепление материально-технической базы школьных пищеблоков, увеличение квалифицированных кадров, необходимых для организации питания школьников.

· Расширение охвата питанием учащихся, в том числе не относящихся к льготной категории.

· Формирование механизмов общественной экспертизы эффективности организации и качества школьного питания, привлечение к вопросам совершенствования питания широких слоёв общественности.

Описание опыта работы школьной столовой.

В школе разработана программа «Здоровое школьное питание».

Целью программы является обеспечение учащихся школы полноценным питанием с учетом физиологических потребностей организма. Задачи, которые решаются при планировании и учете школьного питания:

1. Развитие и укрепление материально-технической базы школьной столовой.

2. Приоритетное, планомерное финансирование школьного питания и организация контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

3. Совершенствование системы контроля качества и безопасности питания учащихся.

4. Профилактика макро- и микронутриентной недостаточности, обеспечение продуктами, обогащенными витаминами и микроэлементами.

5. Организация пропаганды среди учащихся и их родителей принципов рационального здорового питания. Воспитание культуры питания у школьников.

Ожидаемые конечные результаты:

Приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие современным санитарно-гигиеническим требованиям.

Улучшение качества и безопасности готовых блюд.

Реализация программы способствует преломлению ситуации с охватом горячего питания всех учащихся школы в сторону его резкого увеличения.

Основными направлениями реализации Программы являются:

- организация системы питания школьников через школьную столовую;

- создание специального меню и обогащение рациона школьников витаминизированными продуктами;

- формирования культуры здоровья.

Рабочий план реализации программы.

Программа « Здоровое школьное питание » предусматривает мероприятия:

Задача № 1. Развитие и укрепление материально-технической базы школьной столовой:

- Проведение ежегодного текущего ремонта пищеблока.

- Реконструкция пищеблока.

- Частичная замена холодильного и технологического оборудования на пищеблоке.
- Замена мебели в школьной столовой.

Задача № 2. Приоритетное, планомерное финансирование школьного питания и организация контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

- Контроль за питанием учащихся из малообеспеченных семей.

- Организация проведения проверок предприятий школьного питания по контролю за ценообразованием.

Задача № 3. Совершенствование системы контроля качества и безопасности питания учащихся.

- Размещение муниципального заказа на организацию школьного питания исключительно на конкурсной основе с обязательным учетом требований санитарного законодательства.

- Проведение комплексных проверок на пищеблоках, в т. ч. с проведением выборочного лабораторного контроля.

Задача № 4. Профилактика макро- и микронутриентной недостаточности.

- Использование йодированной соли.

- Использование в питании школьников хлеба и хлебопродуктов, обогащенных витаминами и микронутриентами.

Задача № 5. Организация пропаганды среди учащихся и их родителей принципов рационального здорового питания.

- Проведение бесед с учащимися и их родителями по вопросам рационального питания.

- Освещение вопросов рационального питания через средства массовой информации (местная печать).

Питаются ребята на четырех переменах. Охват учащихся горячим питанием в 2011-2012 учебном году составляет 100%. Льготное питание получают 206 детей.

В школьной столовой работает несколько цехов и блоков: мясной и овощной цехи, пищеблок, обеденный зал, моечная, кладовая. Все помещения столовой укомплектованы всем необходимым оборудованием.

В школьной столовой два обеденных зала рассчитанных на 308 посадочных мест. Плакаты с пословицами и поговорками о хлебе украшают обеденные залы.

В меню учащихся систематически включаются блюда из мяса, рыбы, молока и творога. В целях совершенствовании организации питания детей и преодоления дефицита микроэлементов, организовано снабжение столовых хлебом с йодированной солью. Для профилактики авитаминоза и ОРВИ у учащихся школы, в рационе используется отвар из шиповника, соки, напиток с лимоном.

Ежедневно медицинским работником проводится работа по отбору суточных проб готовой продукции. Регулярно проводятся рейды по проверке школьной столовой представителями Управления Роспотребнадзора , замечаний контролирующих организаций к санитарному состоянию школьной столовой нет. Помещения школьной столовой содержатся в чистоте и порядке.

В школе работает общественная комиссия, в составе которой представители школьной администрации, управляющего совета, медицинский работник. Главным вопросом в работе комиссии является контроль за питанием учащихся, а также за выходом блюд, их качеством, ассортиментом.

По данным анкетирования детей самыми любимыми блюдами являются мясные блюда и витаминизированные напитки. Результаты опросов и предложения выносятся для обсуждения на родительских собраниях. Так, по результатам опроса анкеты, 78% родителей обучающихся высказывают положительное мнение о качестве и культуре обслуживания в школьной столовой, а 87% учащихся школы удовлетворены качеством питания .

Для учащихся школ проводятся лекционные занятия на темы: «Здоровое питание», «Здоровье крепи с детства», «Детская кухня», «Здоровье школьника», где освещаются вопросы правильного и сбалансированного питания для растущего организма, о полезности блюд детского питания.