Get Adobe Flash player
"Любовь, которую проявляешь к родителям, получишь в старости от своих детей" Талес, древнегреческий мыслитель. "Люди страдают потому, что не слушают своей совести" Сократ, древнегреческий филосов.

Дети Ленинграда в войну в нашей школе

В наш район были привезены дети осаждённого Ленинграда. Они выросли, выучились, стали большими людьми, но всегда помнили с благодарностью приютивший их район и людей. Большими группами они приезжали в Бердюжье, и одну такую встречу мне  довелось приветствовать. Я сказал тогда, что затрудняюсь, как  обратиться к гостям: дорогие бердюжские ленинградцы или дорогие ленинградские бердюжане. Они подходили и плакали:  в самую точку попал, они сами не знают, кто они сейчас. (из воспоминаний Н.М. Олькова в книге «Синеокая сторона»).

Ленинградские дети писали позже о том времени:

Валя Пахомова: « Работа помогала нам морально. Теперь я понимаю, как это было нам тогда необходимо чувствовать, что хоть чем-то мы, дети,  помогаем колхозу, а это значит – Родине в борьбе с врагом».

Таня Яковлева: «Приходилось учиться и много работать. Много километров исхожено по бердюжским дорогам и полям. Пололи, окучивали, выкапывали картофель, собирали колосья, крючили горох. А дороги были дальние, за двадцать километров от школы. Но мы понимали, что помогаем Родине».

Зимой 1941 года в лютый мороз к Бердюжской средней школе подошли машины, они доставили со станции Ишим эвакуированных из Ленинграда детей.  В 1986 году на чердаке дома бывшей сотрудницы интерната ленинградцев был обнаружен дневник, который дети вели самостоятельно.

Вот некоторые выдержки из него.

«17 декабря 1941 год. Мы приехали в Бердюжье на машинах, мороз был -41. У двухэтажного здания было много женщин, руководила приёмом детей Попова Антонина Михайловна. Грелись, пили чай, оттирали замёрзшие руки и ноги, укладывались спать на тюфяки на полу и сразу засыпали!

« 1 мая 1942 года. Ходили работать в колхоз, собирали колоски на поле. Вечером была постановка пьесы «Сестры Горские» для нашего интерната».

«23 мая. Все 4-5-6 классы сдали испытания, и все перешли в следующий класс».

«27 мая 1942 год. Последний день испытаний в 7 классе. Результаты приличные, все перешли. 4 отличницы и 5 ударниц».

«29 мая 1942 год. Старшие девочки пошли работать в колхоз».

«5 июня 1942 год. Читали «Цусиму» вслух. Вечером читали эпизоды из Отечественной войны. Особенно сильное впечатление произвёл на нс рассказ Елены Кононенко «Жена».

«8 июня 1942 года. Заболела малярией Тася, Мария Ефимовна была с ней всю ночь. Читали газеты, особенно запал в душу «Стой, смерть, остановись!» Говорили о героизме советских простых людей, и мы должны брать пример с них».

«12 июня 1942 год. Старшие девочки ходили на работу в колхоз полоть пшеницу. Читали вечером в газете рассказ «Киевские капитаны» - тяжёлый рассказ, Великое дело – любовь к Родине».

«15-16 июня 1942 года. Ходили на работу в колхоз, работали хорошо».

«22 июня 1942 года. Сегодня исполняется год начала войны с гитлеровской Германией. Исход войны  ясен – Гитлер будет разбит. Читали эпизоды из Отечественной войны. Вечером  старшие ребята ходили в клуб слушать доклад «Год Отечественной войны».

«13-18 июля. Старшие девочки ходили на работу в поле, это в 7 км. от  Бердюжья, девочки устали, болят спины и ноги. Маленькие девочки ходили в рощу, читали книги, купались».

«27 июля 1942 года. Все девочки целый день чинили бельё для мальчиков. Читали газеты о геройских подвигах комсомольцев на фронте».

«7-8 августа. Помогали ремонтировать комнаты. Выбрали старост комнат, утвердили порядок дежурства. Читали статьи о защитниках Родины «Танки идут», «Киев мстит», «Что такое Ленинград».

«20 сентября 1942 года. Часть девочек работала в поле, а остальные – выступали перед колхозниками в поле: спели 5 песен, декламировали. Женщинам больше всех понравилась песня «Синий платочек».

«8 октября 1942 года. Произвели переорганизацию групп на пионерских началах: 1 звено – 7,8 класс, 2 звено – 6 класс, 3-е – 5 класс. Выбрали звеньевых. Начальником штаба выбрали Дину Громову, из армии вернулся её раненый брат и поступил в наш интернат пионерработником».

«21 ноября 1942 года. Вечером Изольда Иооль рассказывала нам о жизни в Ленинграде зимой 1941-1942 года. Какие мы счастливые, что нас вывезли из Ленинграда. Мы были всегда сыты, одеты и не видели никаких ужасов, которые видели ленинградцы».

«4 декабря 1942 года. В клубе был платный вечер в пользу обороны страны, мы выступали. Больше всего понравились  рассказывание Инги Бергман «Ребёнок» и хор – частушки».

«7 января 1943 года. Ходили в школу, в школе очень холодно, замерзаем. В школе за успеваемость получили переходящее красное знамя 7 и 5 классы».

«8-17 января 1943 года.  Прочитали книгу Ванды Василевской «Радуга». Какая страшная книга! Какие фашисты жестокие звери! Какие мы счастливые, что живём в глубоком тылу!»

«19 января 1943 года. Ура! Какая радость – Красная Армия прорвала блокаду  Ленинграда. Ленинград соединился с большой Землёй. Мария Ефимовна сказала, чтоб мы учились лучше, чтобы не стыдно быо приехать в Ленинград».

«6 февраля 1943 года. Сегодня выдали в интернате по две тетради, очень рады, а то писали на газете».

«15 февраля 1943 года. 16 девочек вступают в комсомол, ходили на комитет комсомола. Вечером была спевка, готовимся к 23 февраля».

«7 марта 1943 года. Ходили на торжественное заседание в клуб, посвящённое 8 марта. Выступал наш хор, очень хорошо прочла Нина Суконина балладу о Зое Космодемьянской».

«28марта 1943 года. Комсомольцы ходили работать в колхоз. Девочки сгребали снег с крыш, а мальчики открывали силосные ямы. Вечером ходили в школу (7,8 классы) на литературный вечер – 75-летие со дня рождения А.М. Горького. Наши девочки дали три номера художественного рассказывания».

«28-30 апреля 1943 года. Готовимся к 1 мая – усиленно занимаемся, чтоб повысить успеваемость – выполнить свои соцобязательства. Мыли полы в своих комнатах и коридорах. Ходили в баню, в мастерскую за платьями и на спевку».

«1 мая 1943 года. Ходили в школу на утренник в новых платьях, были очень нарядные. В школе выступил наш хор. Нина  Суконкина и Инга Бергман декламировали. После обеда праздник продолжился в интернате. Зина Чеховская делала доклад. Долго не спали - вспоминали Ленинград и своих родных».

«22 июня 1943 года. Сегодня организовали в интернате первичную комсомольскую ячейку, выбрали тайным голосованием комитет и секретаря (Зину Чеховскую), из РК комсомола была т. Шашкова».

«27 июня 1943 года. Было общее комсомольское собрание , пригласили Анфию Григорьевну – она комсомолка».

«1 июля. Ходили полоть овёс. Засорённость поля средняя. На работу ходили с 5 часов утра до 11 часов, пока не очень жарко».

«16 июля. На комсомольском собрании доклад «Отечественная война и задачи комсомола»  делала Антонина Михайловна Попова.  Комсомольцам-стахановцам вручали грамоты за хорошую работу на колхозных полях».

«19 июля 1943 года. Собирали белену и ромашку для аптеки».

«23 июля 1943 года. Нас очень радует, что наша Красная армия продолжает теснить врага дальше на Запад. Мы думаем, что скоро ненавистный враг будет разбит, и мы поедем в наш любимый Ленинград».

«16 октября 1943 года. В школе состоялась ученическая конференция. В члены учкома вошли Межецкая К., Пархоменко Л., Петрова Р., Комнык Г. И Чеховская З.».

«6 ноября 1943 года. Освобождён Киев, какое у всех было настроение!»

«12 декабря 1943 года. Сфотографировались группами».

«23 декабря 1943 года. Этот день отличается от других важной новостью – получили извещение об отправке ребят в ремесленное училище в Ленинград».

«28 января 1944 года. Сегодня столица нашей Родины Москва салютовал из 224 орудий 300 залпами в честь снятия блокады Ленинграда».

«1 мая 1944 года. Вот уже три раза мы встречаем этот праздник в условиях Великой Отечественной войны. С питанием у нас плохо, раньше всегда на праздник делали угощение, а сегодня ничего. Десять дней мы ели щи из кислой капусты и прессованный творог, который размачивали в кипятке. Но сегодня  суп с картошкой и н второе горох. Мы этому были рады».

«10 июня. На комсомольском собрании довыбирали одного члена комитета и секретаря, т.к. Зина Чеховская уезжает в Ленинград в техникум. В комитет выбрали Юлю Павлову, а секретарём Володю Смирнова»,

«1 октября. 8-ой класс состоит теперь из остатков ленинградских детей и из местных. С нами вместе занимаются братья Маркеловы, Щёголе, Доронин Фёдор, Игнатьева и Ершова Кати, Черепанова Августа, Логвинов Юра, Новожилов Саеша, Лейтович Лёня, Жданова Вера, Суконкина Нина, Соня Гентлер. Математику ведёт Лавров Гурий Григорьевич, а физику Александр Иванович Косицын».

«9 мая. 1945 года. Трудно описать радость и волнение, когда мы узнали о капитуляции Германии. Услышали призыв воспитателей: «На митинг!». Торжественными рядами вышли со двора, а впереди всех шёл дядя Коля с гармошкой. На площади уже были местные жители. На трибуну поднялись Бакланов, Щёголев, Ершова и другие руководители. Мы, как всегда, пели гимн».

«6 июня 1945 года. Настал день отъезда, ночь мы не могли спать. С утра уже сидели на крыше дома и ждали машины из Ишима. Но вот наблюдатели закричали: «Едут!». Мы попрощались с нашими младшими, остающимися пока в Сибири, у них погибли родители. Это Галя Конкина, Галя Ушакова, Нина Ванштейн. Они горестно и тихо плакали, а мы отдавали им открытки, книги, карандаши, носовые платки и … переживали.

Провожающих было много: это ставшие нам уже родными за четыре года лица Антонины Михайловны Поповой, Анфии Григорьевны Черепановой и других учителей, наших друзей Игнатьевой Кати и Ершовой Кати, Ипатовой Мани, Юры Логвинова, Феди Доронина и др.

Мы не только прощались с  Бердюжьем и хорошими людьми, мы навсегда прощались с детством. Впереди была неизвестность  и самостоятельность. Как мы ещё справимся с нею?»

На 50-летие Бердюжской средней школы в 1988 году приезжали её ленинградские воспитанники Фролова (Чеховская) Зинаида Степановна, Суконкина Нина Ивановна, Бергман Инга Сергеевна и сёстры Иооль Нонна и Изольда Альфредовны.

Бывший воспитанник Бердюжского интерната для ленинградских детей Вадим Пархоменко написал книгу «Вдалеке от дома родного», которая целиком посвящена жизни ребятишек в нашем районе. Там много интересных страниц, тем более, что автор называет имена своих сверстников – бердюжских девчонок и мальчишек.

Рассказывают письма (Е.Ляхова, научный сотрудник областного музея)

Лето 1941 года. Враг у ворот Ленинграда. Советское правительство, желая спасти жизнь тысяч детей, эвакуировало школы города на восток. Три таких школы все годы войны находились в селе Бердюжье Тюменской области. Сейчас, через 26 лет после окончания войны, многие из ленинградских детей, теперь, конечно, взрослые продолжают переписываться со соей бывшей учительницей и воспитательницей, директором школы Антониной Михайловной Поповой.

Находясь в экспедиции по южным районам области, мы встретились с кавалером ордена Ленина, персональной пенсионеркой А.М. Поповой и читали эти письма. Во всех них – одна мысль: благодарность людям Бердюжья, которые так много сделали для маленьких ленинградцев. Из писем встают картины их жизни в сибирском селе.

Зима.  Эшелон прибыл на станцию Ишим. Для маленьких  ленинградцев всё здесь ново, всё необычно: и трескучий мороз, и низкие домики, и даже само слово Сибирь.

«Затем мы ехали в полной темноте в грузовых машинах, закрытые брезентом, укутанные в одеяла, подушки и матрацы. После четырёх часов езды по зимней степи нас привезли в с. Бердюжье. Мы, мальчишки и девчонки 10-12 лет, так замёрзли за этот путь, что сами с машин слезть не могли» (Георгий Янакочулос).

На всю жизнь запомнились ребятам тёплые, ласковые руки, которые снимали их, замёрзших, с машин, уносили в дом, оттирали спиртом, отпаивали горячим чаем.

Интернат был оборудован в помещении школы. Прошло несколько дней, и он зажил своей жизнью. После большого перерыва дети первый раз идут в школу. На пороге их встречают те же люди, которые так заботливо снимали их с машин, - учителя школы.

«Основное, что мы получили от этих заботливых людей – это сохранённую жизнь, возможность учиться, быть не всегда очень, но всё же сытыми, обутыми, одетыми, жить в тепле и чистоте. В те дни, когда на фронтах лилась кровь и гибли люди, они учили нас любить Родину, её язык, природу, историю». (Мария Соболева).

Не хватало книг, бумаги, чернил, в помещении часто бывало холодно. Но школа работала без перерывов. До сих пор живы в памяти детей интересные уроки А.М. Поповой, А.Г. Черепановой, О. Д. Баклановой, А.И. Косицына. Многие учителя стали образцом для ребят на всю жизнь. Вот отрывок из письма Валентины Пахомовой к А.М. Поповой: «Я всегда смотрела на Вас с восхищением. Я видела, какой насыщенной, полной жизнью Вы живёте, как отдаёте себя без остатка работе. Вы так и запомнились мне, всегда деятельной, всегда в хлопотах, в заботах».

«Я училась у Анфии Григорьевны Черепановой, которая до сих пор осталась для меня лучшей учительницей, самой доброй и чуткой, самой дорогой». (Нина Иооль).

Преподаватели Бердюжской средней школы и ленинградские учителя, приехавшие вместе со своими питомцами, были всегда с детьми, - в трудные минуты и в радости, во время отдыха и работы.

Помнят ленинградцы, как 1 мая ходили они в рощу, и Антонина Михайловна знакомила их с природой родного края. Как помогали колхозу – сажали и копали картофель, турнепс, собирали колоски. И примером  труде всегда были педагоги.

В интернате был и свой огород, на котором школьники выращивали лук, огурцы. Часть овощей шла на питание самим детям, а часть увозили в Ишим, в госпиталь для раненых лётчиков.

Конечно, нелегко приходилось детям (да и кому было легко в те суровые годы?). Учёба, работа. Но вместе со своими наставниками ребята после трудового дня ходили в кино, на концерты. И не только зрителями, но и артистами.

Регулярно слушали сводки о событиях на фронте. С замирающим сердцем читали письма из родного Ленинграда, многие из которых приносили слёзы и горе. И тогда волновались и переживали все вместе.

«Мы рано научились понимать и сочувствовать друг другу, старались подбодрить и поддержать товарища в трудную минуту. Всё это нас сближало и роднило. Эту дружбу мы бережём  и по сей день». (Тоня Яковлева).

Дружба, поддержка старших товарищей помогали детям работать и учиться, переживать тяжесть утрат, преодолевать трудности. Однажды ночью загорелась школа. Тихонько сказали об этом ребятам. Все как один моментально встали и начали вытаскивать столы, стулья, помогали тушить пожар. Школу удалось отстоять.

1945 год. По сводкам Совинформбюро, по письмам с фронта, по настроению жителей чувствуется, что война идёт к концу. Скоро домой, в Ленинград, к родным! И вот он, самый долгожданный, самый радостный день – праздник Победы.

«Мы ждём, когда нас повезут домой. Волнуемся: а вдруг машины не придут, ведь дорогу размыло водой. Вы, наши друзья и наставники, пришли нас проводить. И радость предстоящей встречи с родными омрачилась грустью расставания с вами». (Георгий  Янакочулос).

Прошло 22 года. Бывшие воспитанники Бердюжского интерната стали учителями, врачами, юристами, геологами, офицерами, разъехались по разным уголкам страны. Не часто приходиться им встречаться. Но когда это удаётся, все их встречи начинаются с воспоминаний о жизни в Бердюжье. И до сих пор в далёкое сибирское село летят письма со словами благодарности и признательности.

 

Приветствие Бердюжской средней школе в день 50-летия от ленинградцев , эвакуированных в Бердюжье в годы Великой Отечественной войны 26-28.о6 1988 год. село Бердюжье.

Здравствуй, школа дней военных,

Здравствуй, дом далёких лет.

Для поездки дерзновенной

Нам преград, ребята, нет.

Ног своих не пожалеем

По местам пройти родным.

Поздравляем с юбилеем,

С юбилеем ЗОЛОТЫМ!

Никуда от лет не деться –

Из военного мы детства.

Труд вливали детский, скромный

В общий подвиг оборонный.

Помним лозунг: «Всё для фронта!»

И… поля до горизонта.

Вспоминаем и теперь

Боль рыданий и потерь.

Мрак теплушек, расставанья

И домашние заданья

При коптилке на газете –

Всё войны запомнят дети.

 

Песня о нас для вас.

Друзья, присядем рядом, как когда-то,

Пусть кто-то тихо песню запоёт

О том, как мы, совсем ещё ребята,

Свой город покидали в грозный год.

А на Восток везли детей без счёту,

Навстречу люди ехали на бой.

И много лет за добрую заботу

Своей всей жизнью платим мы с тобой.

Но вот добрались дети до Ишима,

Все съёжились в холодных кузовах.

Какие здесь в Сибири злые зимы,

Мы испытали на своих носах.

По радио звучали с фронта сводки,

Как оставляли наши города,

Но вы, мои ребята – одногодки,

Все верили в победу и тогда.

Присядьте рядом, вспомним, дорогие,

Как часто раздавался детский плач:

Из Ленинграда  вести шли плохие,

В кольце держал его фашист-палач.

Ты вспомни хор и маленькие беды,

Наш огород, нарывы на руках,

Но дожили до сводок о победах,

И радость зрел в молодых сердцах.

А помнишь ли, как на полях пшеницы

Пололи молочай мы и осот.

Вы не считайте это небылицей:

Без химии на поле жил народ.

Но в этой вроде незавидной доле

Мы получали знанья, мы росли.

Спасибо скажем мы Бердюжской школе,

Мы тот багаж по жизни пронесли.

И хоть прошло почти полвека ровно,

Мы помним многих вас по именам.

Спасибо всем и, Анфия Григорьевна,

Шлём персональное СПАСИБО ВАМ.

Вы дали нам в любви к науке вехи,

Любить учили красоту земли,

И наши в географии успехи

Сегодня нас в Бердюжье привели.

Спасибо скажем  школе, интернату,

Всем воспитателям, учителям –

Они стране служили как солдаты,

И памятны навечно будут нам.

Сегодня мы встречаемся с друзьями,

Которых не видали много лет.

Мы все и те, кто не приехал с нами,

Бердюжцам шлём наш праздничный привет.

Зинаида Стефановна Фролова (Чеховская)

Вела активную переписку с советом музея. Она передала в музей свой комсомольский билет, похвальную грамоту за 7 классов Бердюжской средней школы ( передана в краеведческий музей просвещения), свидетельство об окончании средней школы, удостоверение об избрании её депутатом райсовета. Зинаида Стефановна была почётным гостем на юбилее школы. Кандидат технических наук, читала лекции в институте советской торговли  в Ленинграде. И до сих пор она  связана с нашим музеем, часто звонит, интересуется работой детей в музее и  радуется за успехи школы.

Чеховская (Фролова) Зинаида Стефановна

После окончания заочной аспирантуры я в 1943 году защитила диссертацию, и мне присвоена учёная степень кандидата технических наук.  С ноября 1974 года  я работаю преподавателем в Ленинградском институте советской торговли имени Ф. Энгельса.

Как у каждого преподавателя трудности заключаются в нехватке времени, т.к. много времени надо и на самой работе, и для подготовки к занятиям.

Преподаватель должен сам учиться и работать над собой всю жизнь, чтобы быть всегда на уровне тех задач и знаний, которые необходимы и самому и тем, кого учишь. А мне ещё, кроме студентов приходится вести занятия и у преподавателей техникумов и училищ, приезжающих на переподготовку в наш институт на ФПК.

Но в том и радость профессии – всегда к чему-то стремиться, давать знания людям и быть необходимым.

Много времени приходиться уделять и общественной работе. Я уже много лет являюсь членом партийного бюро технологического факультета, на котором работаю. Несколько  лет была зам. секретаря партбюро.

И я часто вспоминаю свои пионерские и комсомольские годы, которые мне дали большие навыки в общественной работе. В комсомол я вступила в с. Бердюжье в 1943 году и была секретарём комсомольской организации интерната.

Я награждена Ленинской юбилейной медалью «За доблестный труд», значком «Отличник советской торговли», имела благодарности и грамоты.

Училась я в трудные годы войны и помню нашу ребячью помощь – работу на полях колхоза, наши концерты.  У нас  были очень хорошие драмкружок и хор.

Я очень хорошо помню  Косицына  Александра Ивановича – он был наш классный руководитель, Черепанову Анфию Григорьевну, Антонину Михайловну Попову, директора школы т. Волошина и его жену, которые очень заботились  о нас – ленинградцах.

Когда я жила в Улан-Удэ меня 3 раза избирали депутатом райсовета.

Могу вам дать адрес Фридман Нонны Альфредовны (Иооль Нонна), она в 1946 году уехала из Бердюжья, окончила 8 классов там. Её адрес: 196196, Ленинград, ул. Севостьяна 5 кв. 47.

Адрес Егорочкина Виктора Яковлевича: 200003, г. Таллин, ул. Пелькуранне д. 21 кв. 25.