Get Adobe Flash player
"Любовь, которую проявляешь к родителям, получишь в старости от своих детей" Талес, древнегреческий мыслитель. "Люди страдают потому, что не слушают своей совести" Сократ, древнегреческий филосов.

Органы самоуправления

Историческая эволюция модели молодежного самоуправления

Самоуправление школыэто управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осущест­вляемое субъектами школы (пе­дагогами, учащимися, их родите­лями). Действующий в Россий­ской Федерации закон «Об обра­зовании» гарантирует самостоя­тельность, создает благоприят­ные условия для развития школь­ного самоуправления в решении многих вопросов школьной жиз­ни - материально-техническом обеспечении, совершенствовании учебной деятельности, разработ­ке и принятии Устава школы и других документов. С понятием «самоуправле­ние» связана целая программа самовоспитания. Каждый школь­ник должен уметь проявлять себя в той или иной области творчест­ва, но он обязан и вносить свою долю труда для поддержания жизнедеятельности коллектива. Каждый должен уметь руково­дить другими и в то же время обязан считаться с общими для всех установками. Умение управлять собой помогает учащимся, членам пар­ламента, советникам грамотно руководить и подчиняться, быть исполнителем и выступать орга­низатором.

Модель молодёжного самоуправления, как и любая структура деятельности, претерпела исторические изменения. Проследим эти изменения.

1983-1989г. Действие традиционной структуры ученического самоуправления в системе октябрятской, пионерской и комсомоль­ской организаций школы. Основные достижения данного периода: активное использование коллективной творческой дея­тельности; рож­дение и закрепление школьных традиций; открытие первого школьного музея; развитие клубной системы, выход на комплексно - целевые программы.

1989-1999г. Адаптация действующей структуры ученического самоуправления к изменениям в обществе и в системе образования. Развитие Совета старшеклассников как базового звена в ученическом самоуправлении. Развитие постоянно действующих и временных Советов в первичных и в разновозрастных коллективах. Создание музейного центра школы. Участие в комплексно-целевых программах.

2000-2007г. Развитие детских самодеятельных движений в расширяющейся воспитывающей среде:

1. Патриотическое движение: создание поис­ковых отрядов; создание кадетских классов.

2. Миротворческое движение: слёт детских самодеятельных объ­единений; КТД.

3.Физкультурно-оздоровительное движение: спортклуб «Здоровье»; подготовка и проведение школьных мероприятий; участие в городских и районных мероприятиях; «День здоровья» (один раз в триместр).

4. Художественно-творческое движение: дискоклуб; творческие коллективы: хоры, во­кальные группы и солисты; хореографические коллективы, школьный театр; школьные концерты; персональные выставки школьников.

5. Природоохранное движение: создание экологических отрядов; участие в городских, районных, международных природоохранных мероприятиях.

6. Профессиональное самоопределение: клуб «Мир увлечений»; школьное общество юных исследователей; участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, профильных лагерях; акция «Трудовое лето».

Одна из тенденций развития ученического самоуправления - увеличение числа детей и подростков, принимающих участие в организации внутришкольной жизни. Это осуществляется разными путями. Главные из них следующие: расширение сферы деятельности коллективов; расширение прав и обязанностей органов самоуправления; расшире­ние связей с другими коллективами; изменение способов привлечения учащихся к выполнению организаторских функций; изменение характера отношений в коллективе; изменение позиции педагогов в организации деятельности коллектива и др.

Сложившаяся в нашей школе система ученического самоуправления претерпела те же исторические изменения, что и в стране в целом.

Детская организация «Ребячья республика» объединение детей разных возрастов с 7-17 лет. В объединения входят все желающие. В своей деятельности объединение опирается на опыт и традиции областного объединения детских и пионерских организаций «Ребячья республика».

1 ступень - 1-4 классы - Школа радости.

2 ступень - 5-8 классы - Школа успеха.

3 ступень - 9-11 классы - Школа определения.

Выстраивая и развивая ученическое самоуправление в школе, мы опираемся на следующие принципы: педагогическое руководство, т.е. наличие педагога-консультанта у каждого органа самоуправления; предметность деятельности, т.е. органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива; единое планирование, т.е. создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса; демократизм, т.е. участие всех учащихся в системе самоуправления. Это основные принципы системы, которая выстраивается на 2-х уровнях: 1- ученическое самоуправление в классе, 2- общешкольное ученическое самоуправление.

Первый уровень ученического самоуправления развивается в классных коллективах с 5-го по 11-й классы. Органы самоуправления избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Каждый совет выбирает из своего состава председателя. У каждого члена классных органов ученического самоуправления есть свои обязанности. Совет класса готовит и проводит классные собрания, анализирует деятельность своих членов.

Ученическое самоуправление второго уровня составляют те же органы, что и в классах. Совет старшеклассников проводит анализ работы классных органов самоуправления, планирует работу на учебный год, проводит общешкольные мероприятия.

Основные направления деятельности:

1. Направление «Здоровье»

В условиях школы, класса предполагает:

- работу по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья.

- способность выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием; понимать себя;

- умение делать самоанализ;

- отсутствие психологического дискомфорта;

умение анализировать и прогнозировать ситуацию.

Оздоровительная среда:

- организация работы спортивных секций;

- организация работы коррекционных секций (занятия спецгруппы);

- организация спортивно-массовой работы школы;

- день здоровья.

Комфортная пространственная среда:

- работа по организации системы рационального питания;

- санитарный день.

- 2. Направление «Общение и культура»

Ведущие критерии:

- социальная активность личности;

- сознательное соблюдение этических норм;

- стремление к самосовершенствованию.
Главные нравственные ориентиры:

- ответственность перед обществом, государством, семьей;

- патриотизм;

- ответственное отношение к деятельности;

- высокие нравственные качества;

- чувство собственного достоинства;

- уважительное отношение к людям;

- умение принимать верное решение;

- способность осуществлять неслучайный выбор.

Программа учит корректировать отношения между педагогами, родителями и учащимися, помогает учащимся в обретении культуры общения, культуры поведения, учит милосердию, состраданию. В учебной деятельности это происходит через предметы общественно-гуманитарного цикла, во внеклассной работе, вечерах, «огоньках», походах, встречах с интересными людьми, акциях милосердия, благотворительных концертах. Учащиеся постигают общечеловеческие ценности (жизнь, мама, Родина, семья, природа). Индивидуальная работа с учащимися на основе личностно ориентированного подхода ведется по следующим аспектам:

изучение их взаимоотношений, проблемы общения;

изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение молодого человека (девушки) в семье;

создание условий для самоутверждения учащегося в школе;

проведение классных часов по этике общения «Хороший тон дома и в школе», «Культура общения - способ организации жизни», «Человек - мера всему». Этические диалоги с учащимися: «Хороший тон в светской жизни», «Этика отношений в коллективе» и др.

3. Направление «Интеллект»

Направлено на создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании. Итогом претворения в жизнь данной программы должны стать: развитие способностей личности ученика, устойчивые естественнонаучные взгляды на природу и общество, самостоятельное, рациональное, критическое мышление, убежденность, готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах, принятие учащимися ответственности за собственное развитие.

При этом используются следующие формы:

- проведение групповых дискуссий, ролевых игр для проявления и развития способностей;

- ведение наблюдения за самовоспитанием;

- составление анализа собственного поведения общения, результатов учёбы.

4.Направление «Образ жизни»

Эта программа: способствует повышению педагогической культуры родителей; помогает в организации совместной деятельности взрослых и учащихся; предполагает социальную защиту и охрану.

Помогает: пропагандировать здоровый образ жизни; установить неиспользованный резерв семейного воспитания; найти пути оптимизации педагогического взаимодействия (школа — семья); предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Классный руководитель использует в своей работе такие формы, как:

1. Изучение семейно-бытовой атмосферы школьника совместно с психологом школы (бытовые условия, моральный климат, семья полная или неполная, взаимоотношения в семье, материальная обеспеченность, здоровье, нравственность, режим дня; окружение ученика).

2. Проведение родительских собраний по проблемам:

а) «Типичные ситуации конфликтов между взрослыми и детьми, пути их преодоления»;

б) «Воспитание нравственности и правосознания - общая задача»;

в) «Каково на дому - таково и самому»;

г) «О ценностях подлинных и мнимых».

3. Проведение встречи - чествования «День семьи».

4. Проведение «круглого стола» на тему: «Кто ты на Земле: хозяин или прохожий».

5.Направление «Профессия»

Цели: формирование профессиональных знаний и умений, становления

специалиста. Формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики.

Основные задачи: развитие интереса к специальности, любви к избранной профессии: углубление и расширение знаний учащихся об особенностях, тонкостях профессии: воспитание стремления практически овладеть мастерством в выбранной профессии.

Возможные формы деятельности классных руководителей и учащихся по обеспечению выполнения программы «Профессия»: проведение «Дня открытых дверей»; поддержание профессиональных традиций школы:

а) проведение занятий по адаптации учащихся в школе;

б) отмечание профессионального праздника;

- изучение интересов и способностей учащихся;

- проведение предметных недель, бесед о профессии, олимпиад;

Примерная тематика классных часов: «Вечер творческого портрета учителя», «Твоя профессия», «Азбука педагога», «Учитель - моя профессия», «Встреча с профессией», «Я и дети», «Готовность номер один», «Святые узы профессии», «Профессиональный ринг», «Посвящение в профессию».